Оценка функционального влияния айкидо на физическое и психологическое состояние подростка

размещено в: Новости, Статьи | 0

Если говорить об  айкидо, как о составляющих физической культуры и спорта, возникает необходимость рассмотрения вопроса о его влиянии на физические и психические качества занимающихся. 

Проблема современных подростков это мало подвижный образ жизни. В этом смысле нескольких уроков физкультуры в неделю, мягко говоря, недостаточно. Иногда физическое состояние детей, которых впервые приводят в зал, вызывает даже не недоумение, а самый настоящий шок. Порой доходит до того, что достаточно взрослый ребенок 12-13 лет уже имеет сильный сколиоз, лишний вес, полное отсутствие координации и способности переставлять ноги и двигать руками в нужную сторону. Речи о выносливости, терпении, выдержке также не идет. Ведь ничего тяжелее планшета он порой в жизни не держал. Еще лет 10-20 назад это был бы нонсенс. Подобная гиподинамия противоречит биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, ухудшая состояние здоровья, снижая работоспособность и устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям.

Как говорил известный биолог и педагог Пётр Францевич Лесгафт «Необходимо, чтобы умственное развитие и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнений».

Физическое состояние и влияние на организм.

  1. За счёт общей, специальной физической подготовки, и т.н., «стилевого движка», на котором строится любая техника,  все дети, занимающиеся более года, становятся гибче, т.к. на первых этапах изучения техник и приемов айкидо много времени уделяется развитию активной и пассивной гибкости, чему способствуют координационные движения, характеризующиеся повторением одних и тех же действий. Становятся сильнее физически, привыкают к регулярным нагрузкам и активному движению, как свободному, так и по заданным алгоритмам. С развитием гибкости увеличивается быстрота выполнения координационных движений. Весь комплекс способствует развитию пространственной и временной точности движений, чувства времени, концентрации внимания.  Засчёт форм движений и резких поворотов развивается вестибулярная устойчивость
  2. Существенная роль при выполнении приемов отведена сенсорным системам, особенно дистальным – зрительным и слуховым. При их выполнении наряду с развитием физических качеств повышаются острота и глубина зрения, увеличиваются размеры поля зрения, что способствует точному и полному восприятию действий нападавших. Интенсивно развивается слуховая сенсорная система, благодаря чему появляется лучшая ориентация в пространстве и во времени.
  3. Тренируются специфические черты умственной работоспособности: развитие оперативного мышления, развитие большого объема и концентрации внимания, распределение внимания, способность к правильному принятию решений и быстрой мобилизации из памяти тактических комбинаций, двигательных навыков и умений для эффективного решения тактических задач
  4. Посредством стимуляции жизненно важных точек, во время болевых контролей улучшается циркуляция крови в суставах.
  5. Т.к. все техники  практикуются как с левой, так и с правой стороны, в работу вовлечены оба полушария мозга, благодаря чему левая и правая части тела развиваются гармонично. Движения  являются своеобразными упражнениями для всей опорно-двигательной системы человека, включая сухожилия, мышцы и суставы. При выполнении  техник  внимание сосредотачивается на сохранении центральной линии тела и на сохранении спины и шеи совершенно прямыми, а грудной клетки открытой, что помогает приобрести правильную осанку, укрепляет мышцы спины и предотвращает развитие возрастной деформации позвоночника.
  6. Выполнение этих движений учит правильному дыханию с участием диафрагмы. При этом улучшается работа внутренних органов (в том числе печени и селезенки), а также кровообращение и циркуляция лимфы.
  7. Ритм дыхания и упражнения в Айкидо не вызывают плече-лопаточного мышечного зажима и не приводят к постоянному сжатию грудной клетки. Они помогают сохранить эластичность легких и увеличить их объем, развивают гибкость грудной клетки и обеспечивают насыщение тканей кислородом, что положительно влияет на деятельность ЦНС, которая регулирует и контролирует деятельность всего организма. Полное дыхание не только раскрывает легкие и способствует очищению организма и газообмену, но снабжает мозг кислородом, необходимым для его работы.
  8. Большое количество кувырков способствует укреплению сосудов и поддержанию здорового тонуса мышц и сухожилий, тренируется мозжечок. В процессе исполнения техники развивается координация движений и пространственное воображение, а многократные страховки положительно влияют на вестибулярный аппарат и вырабатывают отличное чувство равновесия.
  9. Общеоздоровительное и специальное укрепляющее действие имеют обширные комплексы разогревающих и растягивающих упражнений. Контролируемое дыхание открывает путь к управлению энергией и сознанием, лежит в основе практической психотехники и психорегуляции.

Психологические аспекты:

Душевное или психическое здоровье — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.

Айкидо неотделимо от собственного философского базиса, определяющего нормальное функционирование психики и мозга, поддержание социального благополучия, что обеспечивается упражнением и развитием каждой из высших психологических функций

  1. Исполнение сложных и интересных приемов потребует от подростка полной концентрации на том, что  он делает. Это помогает выработать умение постоянно контролировать все аспекты своего движения и отслеживать все аспекты движения партнера. Это требует не только ненапряженного состояния тела, но и спокойного состояния духа, которое со временем станет привычным и естественным. Появится концентрация, психологическая устойчивость, и самоконтроль.
  2. Активные, постоянные физические нагрузки развивают и укрепляют нервную систему. Увеличивается скорость нервных процессов, как следствие мы получаем быструю реакцию мозга на внешние раздражители — способность быстро и взвешено принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях. Вместе с этим у подростка повышается способность к обучению и творческому мышлению.
  3. Работая с различными партнерами как в роли нападающего, так и того, кто защищается, приходит практическое и внутреннее понимание того, как именно работают эти техники и к чему может привести их использование, как агрессивное, так и миролюбивое. Это понимание и становится своего рода опорой для возникновения хорошего самоконтроля и умения общаться в неконфликтной манере, а также заранее предупреждать даже потенциальные критические ситуации. Избегать их.
  4. В результате тренировок уровень приемлемого для человека стресса повышается, а способности его становятся больше, чем у человека, не занимающегося боевым искусством. Для борьбы со стрессом используются различные техники и в целом тренируется эмоционально-волевая устойчивость. Вырабатываются такие качества, как настойчивость, выдержка, решительность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность. Создается абсолютная вера в себя, уверенность в своей победе в любых жизненных ситуациях.
  5. Образовательная составляющая. Для того, чтобы ученики из разных стран хорошо понимали инструкторов и друг друга, основные команды отдаются на японском языке. Фактически, при изучении айкидо в памяти учеников образуется небольшой словарь из 300-400 японских слов и понятий, который сам по себе полезен и может послужить началом возникновения интереса к изучению языка и восточных культур. Кроме того, сам по себе объем получаемых на тренировках и семинарах знаний со временем становится таким, что помимо самого айкидо становятся необходимыми определенные знания физиологии, психологии, биомеханики, медицины и множества других смежных сфер, без которых дальнейшее развитие попросту остановится. В следствие чего, накапливается опыт, который помогает в будущем самому перейти уже во взрослую категорию, стать инструктором и передавать свои знания следующему поколению учеников.
  6. Система цветных поясов – образ нравственности и символов личностного роста она обладает некоторыми интересными в психологическом плане аспектами. Наличие «ступеней развития» и необходимость стремления к повышению своего уровня является, как показывают многократные беседы с ребятами, следствием значительного стимулирующего эффекта образа, создаваемого поясом. Для подростка пояс по-настоящему важен как символ личностного и духовно-нравственного роста. Внешний вид белого «доги» в сочетании с поясами различных цветов (в айкидо их семь) является для подросткового восприятия особым цветовым символом, образом, отражающим уровень технического мастерства, личностного развития и авторитета занимающегося.
  7. Айкидо отличается от спорта тем, что соревнования между людьми не происходит. Отсутствие необходимости соревноваться с другими ребятами, со своим непосредственным партнером по залу, тратить время на подготовку к этим соревнованиям, позволяет больше сосредоточиться на собственных навыках и умениях. Соревнование происходит только с самим собой, и это еще больше приближает получаемые знания к повседневной жизни. Поэтому если подросток выбирает айкидо, то он сможет развиваться достаточно многосторонне и неограниченно долгое время.
  8. Дисциплина и этикет. Постепенно появляющаяся привычка в случае необходимости работать дисциплинированно, четко и быстро, проникает и в повседневную жизнь. Со временем подростки начинают следить за дисциплиной, которая в итоге формирует их отношение к любой деятельности вообще. А за счёт практической необходимости постоянно проявлять вежливость и уважение ко всем своим партнерам по тренировкам, сенсею и другим инструкторам этикет становится нормой жизни. Это та самая сфера, которая в максимальной степени ответственна за степень агрессивности, уровень воспитания, за возможность возникновения или погашения конфликта. Умение (или неумение) общаться с другими людьми, адекватно оценивать собственные силы и возможности, правильно позиционировать себя в обществе.

Итог.

Регулярные тренировки способствуют сохранению психического здоровья: стимулируют работу мозга, формирует стрессоустойчивость и эмоциональную стабильность, поддерживает социальные связи. Человек, постоянно занимающийся спортом способен силой воли активировать резервные активы организма для достижения цели.

Айкидо является социально приемлемой альтернативой поиска острых ощущений за счет употребления психоактивных веществ или ведения девиантного образа жизни.

Любовь Макаревич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *